04-2008

Станислав Руссков, «РЖД-Партнер» № 7 (131) апрель 2008

Клининг как часть аутсорсинга глубоко интегрирован в работу и экономику крупнейших компаний мира. Сегодня российские игроки начинают применять западные схемы для своего бизнеса, успешно используя чужой опыт, что дает им возможность учиться на ошибках других. Причем данная схема начинает активно внедряться и в железнодорожной отрасли.

Чистота на аутсорсинг

Сейчас на железнодорожном рынке подобных услуг работает несколько предприятий, среди которых клининговая компания «Технологии чистоты». Она работает на рынке Уральского и Сибирского регионов уже 10 лет. В течение последних трех активно предоставляет своим клиентам услуги по технической эксплуатации, клинингу, обслуживанию прилегающих территорий и логистике отходов. С 2003 года компания активно взаимодействует со Свердловской железной дорогой. Сотрудничество началось с обслуживания самого современного на тот момент здания Екатеринбурга — Дорожного центра управления перевозками. Был заключен договор на круглосуточное клининговое обслуживание всего объекта.

По результатам успешной работы с мая 2005 года на аутсорсинг переданы еще несколько ключевых точек Свердловской железной дороги. Со временем объемы выполняемых работ значительно увеличились. Сейчас компания «Технологии чистоты» осуществляет следующие виды работ для СвЖД: уборка служебных помещений, производственных цехов локомотивного депо, внутренняя влажная уборка электропоездов, электровозов, также и внутренняя сухая уборка электропоездов на пунктах оборота, очистка территории, вывоз снега и осуществление логистики отходов. Во время весенних и осенних комиссионных осмотров производится наружная мойка окон и лобовых частей вагонов. Следует добавить, что клининговые работы на железной дороге ведутся круглосуточно. По словам начальника службы локомотивного хозяйства Свердловской железной дороги Анатолия Крутько, «на должном уровне поддерживается требуемое санитарно-техническое состояние помещений и на подвижном составе. Локомотивное депо только выиграло от привлечения специализированной компании на непрофильные для железной дороги — клининговые — работы. Нашим сотрудникам нравится, что уборка производится на качественно новом уровне, с использованием современного инвентаря и оборудования».

Чем же объясняется значительное повышение качества уборки при передаче ее сторонней компании и какие еще преимущества предоставляет данная схема работы?

Во-первых, сторонняя компания использует современную технику и квалифицированный персонал, прошедший специальную подготовку и обучение. Во-вторых, в специализированной организации на постоянной основе происходит внедрение новейших технологий и стандартов. Стоит заметить, что у компании-заказчика, в данном случае ОАО «РЖД», в большинстве случаев не практикуется инвестирование средств в подготовку персонала, выполняющего какие-либо непрофильные функции. Следовательно, РЖД не может осуществлять эту деятельность на том же уровне, что и компания-аутсорсер, в силу различной квалификации сотрудников и отсутствия профессиональной техники.

РЖД: меньше штат — больше выгоды

Выгода для ОАО «РЖД» при сотрудничестве с аутсорсинговыми компаниями проявилась прежде всего в достижении экономической эффективности, в том числе за счет точного фиксирования своих расходов, причем на длительный период, так как существующие контракты заключены минимум на год. Железнодорожникам нет необходимости содержать собственный штат персонала, постоянно обучать его и производить отчисления в фонд оплаты труда. Не нужно закупать специализированную технику, постоянно поддерживая ее в исправном состоянии, к примеру, средняя стоимость уборочной техники на одном объекте составляет около 1 млн рублей. Проще говоря, руководство избавляется от ненужной головной боли и фокусирует все свои силы на основной деятельности.

Сотрудничество ОАО «РЖД» с аутсорсерами позволило достичь финансовой стабильности и минимизации рисков, так как последние несет на себе подрядчик, компания-заказчик становится более привлекательной с точки зрения вложений потенциальных инвесторов.

Что касается подрядчика, то на его уровне внедряются современные модели управления и новые системы управления качеством, постоянно обновляется собственный парк применяемой техники. Таким образом, смело можно констатировать, что при сотрудничестве с клининговыми компаниями у РЖД снизилась численность персонала, повысилась производительность труда и оптимизировались затраты.

Процесс взаимодействия ОАО «РЖД» с аутсорсерами давно отлажен и четко структурирован. За время совместной деятельности компаний никаких существенных проблем не возникало. Есть полное взаимопонимание и координация при организации работы как на уровне руководства железных дорог, так и на уровне непосредственных исполнителей. В плане дальнейшего развития отношений с ОАО «РЖД» для компаний-аутсорсеров является актуальным географическое расширение сотрудничества и диверсификация бизнеса по желанию клиента, а также заключение договоров на период более одного года.