18/04/2011

«Деловой квартал» № 13 (776) от 18 апреля 2011 г.

Упакуйте проекты в глобальную обертку

Владимир Иванов-Крымский коммерческий директор ГК «Кастом»

Российским строительным компаниям по-прежнему очень сложно искать финансирование для своих проектов. Банки весьма неохотно кредитуют, а если и делают это, то под нереально большие процентные ставки. Единственный выход — искать иностранных инвесторов, готовых вложиться в российский рынок недвижимости.

В этом году я побывал на выставке MIPIM в Каннах. В ней участвовало около 17 тыс. ключевых игроков рынка недвижимости. Основная особенность этого мероприятия — сверхвысокая концентрация международных инвесторов (более 3,5 тыс.), которые ищут возможности для развития своего бизнеса. Любой участник выставки получает реальную возможность пообщаться с представителями крупнейших фондов и привлечь инвестиции в свой проект.

Я видел, насколько качественно готовятся европейские участники к выставке. Например, стенд Лондона был по размерам больше, чем российский. И это только один город, пусть и мировая столица недвижимости. При этом использовались передовые технологии, например лазерное шоу. Красивая «обертка» реально помогает привлечь внимание инвесторов.

Но задача не просто в том, чтобы организовать красивый стенд, а провести некое подобие road show — представить возможности регионов для инвесторов. Необходимо заранее с ними договориться о встречах, теме переговоров, чтобы на выставке добиться осязаемых результатов.

Для многих инвесторов понятны Москва, Санкт-Петербург, но про регионы иностранцы ничего не знают. Они не понимают, какие условия тут готовы создать для них, какие дать гарантии. Они боятся, что в регионах доходы населения ниже и, как следствие, ниже покупательская способность.

Свердловская область впервые принимала участие в MIPIM. К сожалению, подготовка к выставке началась лишь за месяц, обычно на это уходит год. Но для того чтобы привлечь по-настоящему крупных инвесторов в екатеринбургские проекты, уже сейчас надо нам всем объединиться и выступить на MIPIM-2012 единым фронтом. Чтобы получить реальную отдачу от участия региона в выставке, следует начать к ней готовиться прямо сейчас. За три выставочных дня можно привлечь массу новых инвесторов в регион.

При этом надо обязательно учесть мировые тенденции: ключевое слово сегодня — sustainable. В мире в фаворе такие объекты, которые находятся в равновесии с человеком и окружающей средой. В них учитываются не только энергетический и экологический аспекты, но и социальный — влияние конкретного здания на среду, на качество жизни людей.

Думаем ли мы о равновесии и гармонии, о качестве среды обитания? Об этом думают в Норвегии, в Японии и Индии и пока не думают в России. Именно поэтому российских объектов не было даже в номинациях на получение главного приза выставки.

Я общался с представителями крупных фондов. И они говорили мне, что готовы обсуждать участие в проектах, прошедших ключевые стадии подготовки. И очень важно, чтобы им правильно преподнесли наш регион, показали его плюсы. Они ищут новые интересные точки для вложения своих денег. Например, Баку удалось привлечь глобальные средства для финансирования глобальной стройки — там сейчас возводят город будущего. И это все благодаря активной работе с внешними инвесторами.

Чем амбициознее проект, тем он интереснее для инвесторов, тем он быстрее привлечет финансирование. У нас же дефицит идей. Первым шагом может стать взаимодействие с западными архитекторами, дизайнерами, которые могли бы подсказать, какие проекты было бы правильно реализовать в Свердловской области.

Колонка написана специально для «Делового квартала»