02-10 - Компания Кастом

02-10

В ЕМУП «Спецавтобаза» считают, что частные компании не готовы взять на себя «мусорные» проблемы Екатеринбурга, а потому пока самые крупные и выгодные заказы будет выполнять все то же ЕМУП.

Мусорный бизнес в Екатеринбурге ждут серьезные изменения. Крупные игроки этого рынка утверждают, что монополист в сфере вывоза и переработки мусора ЕМУП «Спецавтобаза» намерен отдать транспортировку мусора частным компаниям, а свои силы сосредоточить на более крупных и, как следствие, финансово выгодных заказах. Например, на дальнейшей переработке и захоронении отходов. Однако «пробиться» на мусорный рынок частникам по-прежнему практически невозможно.

На сегодняшний день 63% от общего количества твердых бытовых отходов в Екатеринбурге вывозит ЕМУП «Спецавтобаза». Остальная часть рынка поделена между частными компаниями, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Есть еще маленькие фирмы, занимающиеся вывозом мусора и даже нелегальные фирмы, работающие без лицензии. Но их деятельность направлена исключительно на собственное обогащение и «погоды» в мусорном бизнесе они не делают. «Мы совершенно не против здоровой конкуренции, — рассуждает Платон Маматов, пресс-секретарь ЕМУП «Спецавтобаза»;. — Если частная компания работает по всем правилам, имеет лицензию, то это только плюс. Я знаю компании, которые в своем парке имеют одну-две машины, но при этом получили лицензию на вывоз мусора и законно приносят пользу гражданам и прибыль себе. Поскольку мы — муниципальное предприятие, у нас и задачи глобальные. Мы должны обеспечить чистую и комфортную жизнь гражданам. В нашем парке 130 мусороуборочных машин, мы внедряем новые технологии, поэтому частные компании едва ли смогут справиться со всем объемом вывоза мусора, которым занимаемся мы».

Чтобы завладеть хотя бы долей мусорного рынка — необходимо много средств и терпения. Нужен собственный автопарк, лицензия на вывоз отходов, которую не так просто получить. Поэтому одно время в Екатеринбурге было много компаний, занимающихся вывозом мусора нелегально. В январе 2009 года в сфере мусорного бизнеса законодательно навели порядок.

Бардак, как ни странно, остался. «Исторически так сложилось, что «Спецавтобаза»; обслуживает большую часть города. Они владеют всеми мусорными полигонами в городе, — рассказывает Владимир Крымский, коммерческий директор компании «Кастом»;. — В области есть частные мусорные полигоны, но их очень мало и по площадям они маленькие. Оборудовать по современным стандартам мусорный полигон очень дорого. Это отдельный вид бизнеса, который требует колоссальных вложений, а материальную отдачу начинает приносить лишь спустя десятки лет».

Инвестиции в мусорный бизнес пугают сроками окупаемости. В сентябре 2007 г. «Синара-Групп» и администрация Екатеринбурга заключили соглашение о разработке и внедрении эффективной системы управления оборотом твердых бытовых отходов. В рамках этого проекта планировалось перейти к современным технологиям сбора, транспортировки, переработки и захоронения отходов, а также строительство четырех мусоросортировочных комплексов. Программа должна быть реализована до 2019 г., однако, за три года не сделано ничего существенного. Раздельный сбор отходов в Екатеринбурге так и не прижился, а строительство мусоросортировочных комплексов даже не начато.

В администрации города рассказать о реализации программы отказались. «Мусорный бизнес в Екатеринбурге не организован ни с экологической, ни с экономической точек зрения, — продолжает Владимир Крымский. — Одно время была компания, которая вывозила мусор с предприятий и закапывала его в лесу. Подобный бардак и со снегом. Он вывозится из города по такой же системе, как и мусор. Но я до сих пор не могу понять, почему талоны на вывоз снега стоят дороже, чем на вывоз мусора. За один куб вывезенного снег надо платить 120 рублей, за куб мусора на полигоне требуют от 10 до 80 рублей, в зависимости от того, откуда везутся отходы. Поэтому зимой несанкционированные снежные свалки образуются сплошь и рядом — предприниматели пытаются сэкономить».

В прошлом году в Екатеринбурге произошел беспрецедентный по своей пренебрежительности случай. «Провинилась» московская клининговая компания «Альфа-сервис», которая обслуживает территорию торгового центра «Мега». Убранный с территории гипермаркета снег погрузили в самосвалы компании и отправили на полигоны. Однако водители решили не наматывать лишних километров, а объехали «Мегу» и вывалили весь снег в лесу. Это зафиксировали камеры видеонаблюдения, установленные по периметру торгового центра. Было разбирательство.

Впрочем, случай не единичный и, к сожалению, для Екатеринбурга традиционный. Вообще, по системе управления отходами столица Свердловской области находится на уровне Австрии или Германии. Правда, 40-х годов. Несмотря на второе тысячелетие в Екатеринбурге до сих пор образуются несанкционированные свалки. А имеющиеся в городе полигоны — не больше, чем лицензированный котлован, куда валят весь образовавшийся за сутки мусор и прессуют бульдозерами. То, что раздел рынка необходим — не вызывает сомнений. Но получится ли частникам внедриться в систему, чтобы диктовать свои правила — вопрос спорный. Пока предпринимателям приходится лишь молча подстраиваться.

Евгений ЩЕПИН Деловая газета «Капитал»

Связь
Позвонить
Whatsapp
Заявка на обратную связьПерезвонить