Елена Абрамова, Недвижимость BLIZKO, 5 июня 2008 г
В Екатеринбурге рынок коммерческой недвижимости растет стремительными темпами. Если несколько лет назад в нашем городе в год сдавалось порядка 300 тысяч квадратных метров промышленных, торговых и офисных помещений, то в этом году в планах застройщиков — цифры, приближающиеся к миллиону квадратных метров.
Производственные функции первичны?
Коммерческой недвижимостью, также, как и жилой, необходимо грамотно управлять.
— Собственники зданий осознают важность профессионального управления имеющимися ресурсами. С каждым годом растут требования к управляющим компаниям. Но не секрет, что порой возникает множество проблем, связанных с разработкой правильной концепции управления, поскольку на данный момент профессиональных компаний, способных удовлетворить потребности в качественной эксплуатации объектов, не так много. Рынок таких услуг находится в стадии формирования, — отмечает председатель Комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга Максим Афанасьев.
Мы привыкли к тому, что любая организация выполняет как производственные, так и непроизводственные функции, при этом производственные в нашей стране всегда считались основными. Но сегодня во всем мире задумываются о том, как влияют на производственные процессы условия труда.
В настоящее время в европейских странах собственники коммерческой недвижимости, как правило, отдают эксплуатацию объектов на аутсорсинг. И все непрофильные вопросы, связанные с созданием условий труда, становятся компетенцией представителей фасилити-компаний, а не сотрудников данного предприятия.
Сделайте условия благоприятными
Для нашего лексикона понятие «фасилити-менеджмент» является пока экзотическим. А на Западе это достаточно привычный термин.
В переводе с латинского фасилити — значит удобный. Именно такими, удобными и благоприятными, стараются сделать условия труда представители фасилити-компаний на предприятиях, являющихся их клиентами.
В зависимости от рода деятельности предприятия непрофильные функции могут быть различными. Основные из них: содержание всех коммуникаций и систем жизнеобеспечения здания в исправном состоянии, обеспечение чистоты помещений, уход за прилегающей территорией, своевременный вывоз мусора. В любой организации, будь то фабрика, гостиница или поликлиника, есть набор сервисных служб, которые решают эти вопросы. Есть также сотрудники, которые занимаются дизайном помещений, управляют информационными системами, заботятся об организации питания сотрудников. Преимущество фасилити-компаний заключается в том, что они организуют работу всех сервисных служб как единого организма и обеспечивают комплексное управление инженерной и социальной инфраструктурой предприятия, а также пространством здания.
Преимущества комплексного подхода
Владимир Крымский, коммерческий директор компании «Кастом»
— Сегодня в Екатеринбурге в сфере офисной недвижимости недостаточно развит спрос на комплексные услуги. Как правило, чистка фасадов передается одной компании, уборка снега — другой, озеленение и ландшафтный дизайн — третьей. Вывозом мусора занимается четвертая, транспортная, компания. Надо сказать, что и фирм, способных предоставлять полный спектр услуг, в России пока достаточно мало. И сосредоточены они, главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге.
По словам Владимира Геннадьевича, культура аутсорсинга сегодня наиболее развита в сфере промышленной недвижимости. Руководители заводов понимают, что они выигрывают за счет передачи ряда функций управляющим компаниям. Ибо при комплексном обслуживании, во-первых, существенно сокращаются расходы на эксплуатацию здания и поддержание его бесперебойного функционирования. Это достигается за счет сокращения затрат на потребляемые объектом энергетические и иные ресурсы, а также за счет оптимального размещения оборудования и персонала. Во-вторых, повышается качество услуг. А, в-третьих, фасилити-компании, безусловно, способны быстро реагировать на возникновение экстремальных ситуаций и ликвидировать их последствия. Но первоочередная задача фасилити-менеджеров заключается в том, чтобы не допустить возникновения таких ситуаций.
Алла Жукова, генеральный директор компании «Кастом»:
— Передача непрофильных функций профессионалам дает собственникам коммерческой недвижимости защиту от возникновения аварийных ситуаций, связанных с неправильной эксплуатацией здания. Защищает и от иных рисков, к примеру, от потери привлекательности зданий, а, следовательно, и от их удешевления. Позволяет также снизить издержки, увеличить сроки содержания объектов. А главное — позволяет руководству предприятия сосредоточиться на основном бизнесе.
Многие виды деятельности, которыми занимаются фасилити-компании, требуют лицензирования. Допустим, установка лифтов и их обслуживание.
«Наша компания имеет ряд лицензий на различные виды деятельности. При необходимости обеспечивает взаимодействие с подрядными организациями, выполняющими гарантийное обслуживание различных систем объекта, к примеру, систем вентиляции или кондиционирования. Работает с поставщиками энергетических ресурсов», — рассказывает Алла Гавриловна.
Надо полагать, что инновационная модель управления коммерческой недвижимостью приживется на российской почве, поскольку все усилия фасилити-менеджера в конечном итоге направлены на повышение эффективности деятельности организации.